Главное меню
Главная О сайте Добавить материалы на сайт Поиск по сайту Карта книг Карта сайта
Новые книги
Значко-Яворский И.Л. "Очерки истории вяжущих веществ " (Всемирная история)

Зельин К.К. "Формы зависимости в восточном средиземноморье эллинистического периода" (Всемирная история)

Юрченко А.Г. "Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография" (Всемирная история)

Смоули Р. "Гностики, катары, масоны, или Запретная вера" (Всемирная история)

Сафронов В.А. "Индоевропейские прародины. " (Всемирная история)
Реклама
 
Библиотека истории
 
history-library.com -> Добавить материалы на сайт -> Археология -> Новосельцев А.П. -> "Древнейшие государства на территории СССР Материалы и исследования 1985 год" -> 38

Древнейшие государства на территории СССР Материалы и исследования 1985 год - Новосельцев А.П.

Новосельцев А.П. Древнейшие государства на территории СССР Материалы и исследования 1985 год — М.: Наука , 1986. — 234 c.
Скачать (прямая ссылка): drevneyshiegosudarstvanateritoriisssr1985.djvu
Предыдущая << 1 .. 32 33 34 35 36 37 < 38 > 39 40 41 42 43 44 .. 123 >> Следующая

Можно напомнить, что сходный случай имел место на Руси в конце 40-х годов XIV в. Зимой 1346 г. великий князь Симеон Гордый отослал к тестю свою вторую жену Евпраксию Федоровну по причине ее фригидности, а весной 1347 г. женился в третий раз на тверской княжне Марии Александровне. Однако «митропо-
18 НПЛ, с. 54.
19 ПСРЛ. Л., 1925, т. V, вып. 1, с. 201.
20 Там же.
21 Вепешевич В. Н. Указ. соч., с. 494.
75>
литъ же не благослови его и церкви затвори» 22. Скандальное поведение великого князя всея Руси удалось замять, только получив специальное разрешение на его третий брак от константинопольского патриарха 23.
Соображениям о невозможности третьего брака для Ярослава Всеволодовича как будто противоречат свидетельства «всех родословных» (слова Баумгартена) о трех женах Ярослава Всеволодовича. Указав на данный факт, Баумгартен сослался на труды Т. С. Мальгина, П. В. Хавского и П. В. Долгорукова. Ни одной ссылки на первоисточники Баумгартен не дал, да это и немудрено, поскольку они таких сведений не содержат. Рассмотрение же названных Баумгартеном сочинений показывает, что о трех браках Ярослава Всеволодовича сообщают только Мальгин и Хавский, причем Хавский просто переписал данные Мальгина, повторив все его ошибки: первая жеиа Ярослава Всеволодовича — некая полоцкая княжна; рождение Александра Невского отнесено к 1221 г.24 и т. д. Таким образом, книга Мальгина является единственной, где говорится от трех женах Ярослава Всеволодовича.
Оценивая приводимые Мальгиным данные, приходится констатировать явную недостоверность многих из них. Неверно утверждая, как отмечалось выше, будто первой женой Ярослава Всеволодовича была дочь полоцкого князя Бориса Всеславича, Мальгин дает следующую справку об этом князе: Борис в 1246 г. женился на муромской княжне, «от которой имел сына кн. Василия рожд. в 1257 г. и дочь кн. супругу Ярослава Всеволодовича» 25. Как мог Ярослав, умерший 30 сентября 1246 г., жениться на полоцкой княжне, рожденной после 1246 г., остается полнейшей загадкой 26. Среди детей Ярослава Всеволодовича Мальгин поместил «Константина Удалого, т. е. Храброго Угличского, сконч. в 1254 г.» 27, тогда как речь должна идти о Константине Галицко-Дмитровском, умершем весной 1255 г.28 Датой рождения Александра Невского Мальгин считает 30 мая 1221 г.29 Дата эта, несомненно, заимствована у В. Н. Татищева, только у последнего стоит 1219 г.30 1221 г. — небрежность Мальгина. Второй женой Ярослава Всеволодовича Мальгин признает дочь Мстислава Мстиславича Феодосию, в монашестве Евфро-синию; ее же считает матерью всех детей Ярослава Всеволодовича, что верно. Третьей супругой князя Ярослава Всеволодовича Мальгин называет дочь Игоря Рюриковича Рязанского 31. Как отметил
22 ПСРЛ. Пг., 1922, т. XV, вып. 1, стб. 57.
23 Там же.
24 Хавский 77. В. Предки и потомство рода Романовых. М., 1865, с. 20, 21; ср.:
Мальгин Т. С. Указ. соч., с. 260—261, 272.
25 Мальгин Т. С. Указ. соч., с. 246.
28 Ср.: Экземплярский А. В. Указ. соч., т. I, с. 18, примеч. 42.
27 Мальгин Т. С. Указ. соч., с. 26L
23 ПСРЛ, т. I, стб. 474; ср.: Экземплярский А. В. Указ. соч. СПб., 1891, т. II, с. 208, примеч. 594.
29 Мальгин Т. С. Указ. соч., с. 272.
30 Татищев В. Н. Указ. соч. М.; Л., 1964, т. 3, с. 210.
31 Мальгин Т. С. Указ. соч., с. 261.
76
еще А. В. Экземплярский, такой князь источникам неизвестен 32. Не говоря уже о проблематичности третьей женитьбы Ярослава Всеволодовича, следует указать на еще одну неувязку в сводке биографических сведений об этом князе, собранной Мальгиным. Вторая жена Ярослава умерла 4 мая 1244 г.33 Один год Ярослав обязан был вдовствовать, чтобы затем иметь возможность вступить в новый брак. Между тем в начале 1245 г. он должен был отправиться к Батыю, а затем в Каракорум, где и скончался от отравы 30 сентября 1246 г. Отсутствие данных в ранних источниках о третьем браке Ярослава Всеволодовича, явно ошибочные сведения Мальгина о первой жене Ярослава, о рязанском князе Игоре Рюриковиче заставляют отвергнуть его указание на третью женитьбу Ярослава Всеволодовича как недостоверное. Мальгин или сам перепутал факты (как с полоцкой княжной), или воспользовался перепутанными поздними родословными, некритически воспроизведя их свидетельства. Так или иначе, но его утверждение о браке Ярослава с рязанской княжной явно ошибочно.
Что. касается Долгорукова, на которого также сослался. Баумгартен, то у него значатся всего две жены Ярослава Всеволодовича: Ростислава, дочь Мстислава, и Феодосия 34. Имя Ростиславы Долгоруков взял из новейшего для него Летописца Переяславля Суздальского, а имя Феодосии — из Жития Александра Невского, не обременив себя выяснением, носили ли указанные имена две разные женщины или одна.
Если сравнить данные Мальгина, Хавского и Долгорукова, которые в подтверждение своих выводов приводил Баумгартен, с этими последними, то вскрываются существенные противоречия между ними. Баумгартен признает второй женой Ярослава Всеволодовича Ростиславу Мстиславну, а Феодосию — третьей женой, дочерью Игоря Глебовича Рязанского, матерью всех детей Ярослава. Долгоруков Ростиславу Мстиславну считает (ошибочно) первой женой Ярослава, а Феодосию — второй, не указав ее происхождения. Мальгин пишет о Феодосии как о второй жене переяславского князя и матери всех его детей, а третьей женой считает неизвестную по имени рязанскую княжну, дочь Игоря, но не Глебовича, а Рюриковича. Таким образом, предложенная Баумгартеном версия происхождения матери Александра Невского не оправдывается его ссылкой на показания «всех родословных» и серьезно им противоречит.
Предыдущая << 1 .. 32 33 34 35 36 37 < 38 > 39 40 41 42 43 44 .. 123 >> Следующая
 

Авторские права © 2013 HistoryLibrary. Все права защищены.
 
Книги
Археология Биографии Военная история Всемирная история Древний мир Другое Историческая география История Абхазии История Азии История Англии История Белоруссии История Великобритании История Великой Отечественной История Венгрии История Германии История Голландии История Греции История Грузии История Дании История Египта История Индии История Ирана История Ислама История Испании История Италии История Кавказа История Казахстана История Канады История Киргизии История Китая История Кореи История Малайзии История Монголии История Норвегии История России История США История Северной Америки История Таджикистана История Таиланда История Туркистана История Туркмении История Украины История Франции История Югославии История Японии История кавказа История промышленности Кинематограф Новейшее время Новое время Социальная история Средние века Театр Этнография Этнология