Главное меню
Главная О сайте Добавить материалы на сайт Поиск по сайту Карта книг Карта сайта
Новые книги
Значко-Яворский И.Л. "Очерки истории вяжущих веществ " (Всемирная история)

Зельин К.К. "Формы зависимости в восточном средиземноморье эллинистического периода" (Всемирная история)

Юрченко А.Г. "Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография" (Всемирная история)

Смоули Р. "Гностики, катары, масоны, или Запретная вера" (Всемирная история)

Сафронов В.А. "Индоевропейские прародины. " (Всемирная история)
Реклама
 
Библиотека истории
 
history-library.com -> Добавить материалы на сайт -> Археология -> Маршак Б.И. -> "Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике" -> 31

Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике - Маршак Б.И.

Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике — М.: Наука, 1971. — 116 c.
Скачать (прямая ссылка): sogdiyskoeserebro1971.pdf
Предыдущая << 1 .. 25 26 27 28 29 30 < 31 > 32 33 34 35 36 37 .. 49 >> Следующая

Попытаемся предложить другое чтение надписи, которое могло бы устранить затруднения: «Благословение. Из изделий Абу Йазида, из того, что сделано в Басре в году [двести?] шестьдесят девятом».
В арабском языке сотни ставятся после десятков. Поэтому вполне возможно, что мастер просто не рассчитал место и у него
(71/72)
не поместился не только конец слова «шестьдесят», но и союз j со словом, обозначающим сотни. Как подсказывают наблюдения за декором, этим словом скорее всего могло бы быть ^ — двести. 269 г.х. соответствует 882-883 г. н.э. Правда, для
первых веков хиджры мы не знаем недописанных дат, но надо учесть, что недописанных из-за плохого расчёта места надписей известно немало, а эта надпись нанесена довольно небрежно: высота букв плохо согласована с высотой строки, буквы и ^ написаны одинаково, хотя они в одной и той же надписи обычно различаются. В слове первоначально была пропущена буква нун, а затем ошибка довольно неловко поправлена.
Имя Йазид — чисто арабское, весьма популярное в омейадское время среди аристократии. На этом основании М.М. Дьяконов считал, что это не имя ремесленника, который в I в. хиджры едва ли мог быть арабом. [25] Во второй половине VIII и в IX в. популярность
этого имени резко падает, но мы встречаем в источниках нескольких деятелей, носивших его (например, [9, с. 510; 224А, с. 1351, 1373, 1435]). Новое чтение надписи может показаться смелым, но слишком трудно найти какое-нибудь другое средство согласовать наблюдения над декором с чтением надписи. М.М. Дьяконов в своей статье обратил внимание только на орнамент вдоль каннелюр тулова, который в какой-то мере схож с омейадским.
Таким образом, влияние школы А ощущается в памятниках искусства Сирии и Месопотамии VIII и IX вв., а это делает менее странным совпадение и некоторых деталей формы, и орнамента сирийских кадильниц, о которых уже шла речь, и сосудов школы А. Следы этого соприкосновения сохраняются в арабском и западноиранском искусстве вплоть до XIII в.
Поздние этапы школы В в деталях имеют сходные черты с изделиями IX-X вв. Полупальметты вдоль рамок есть и на медалях X в., а заполнение участков поверхности сосуда лепестками (позже скорее перьями) применялось не только на 5-м этапе школы В, но и на сосудах X-XI вв. (см. BC126, 127). Тогда продолжали употреблять такие приёмы и детали, как покрытый кружками фон, трёхлепестковый цветок с дужкой между стеблем и чашечкой и т.д.
Тема поздних отголосков традиций школ В и С далеко не исчерпана. Я.И. Смирнов считал, что те сосуды, которые здесь отнесены к школе В, находят аналогии в русских и грузинских чеканных изделиях [120, с. 8]. На своих таблицах он сопоставлял
(72/73)
также ВС291 (Т48) с сосудами «эпохи татарщины». Возможно, что традиция, проявившаяся в сосудах, которые мы отнесли к школе С, жила в Восточном Туркестане ещё и при монгольском владычестве (ср. [201, примечание К.В. Тревер на с. 756-757]). Если учесть роль уйгуров в культуре империи Чингизидов, это предположение покажется вероятным.
Однако такие проблемы требуют детальной разработки и новых материалов.
По многим чертам можно показать, что школы А и В не стояли в стороне от путей сложения стиля X-XII вв., но типологически они весьма ещё далеки от него. Отсутствие в наших памятниках существенных черт развитого аббасидского, саманидского или буидского или же, с другой стороны, позднетанского стиля заставляет ограничить верхний предел В5 и А6 серединой IXв. Это, как и все остальные сличения с датированными памятниками, не противоречит результатам сопоставлений внутри рядов и между рядами.
М М. Дьяконов [48, с. 138-139] отнёс ВС63(Т30) и ВС64 (Т31) к Согду VII в. Такая датировка, как видно из сопоставлений, должна быть оставлена, но многочисленные пережитки согдийских и сирийских художественных явлений VII — начала VIII в. свидетельствуют против значительного омоложения даты.
Как показывает анализ изображений, связи школы А с искусством халифата, т.е. Сирии, Ирака и Ирана первых веков хиджры, весьма глубоки. Особенно характерны они для А5 и А6.
Из отдельных определений, полученных в главе о связях, можно вынести в виде краткой таблицы шкалу дат для обеих основных школ. Эта шкала не нарушает последовательности, установленной на основании таблицы:
Школа А: ВС91 (Т6) — VII в. ВС84 (Т7) — рубеж VII-VIII вв. А3 (Т27-28) — середина
VIII в. А5 (Т30-31) — рубеж VIII-IX вв. А6 (т41) — IX в.
Школа В: B1 (T1-5) — V-VI вв. В2 (Т9-10) — VII в. СМ54 (Т20) — начало VIII в. В3 (Т37)
— начало второй половины VIII в. В4 (Т38, Т39) — рубеж VIII-IX вв. В5 (Т 51) — IX в.
По таким вехам можно приблизительно определить по таблице даты остальных сосудов.
[11 Ср. сенмурвов из другого омейадского дворца, Хирбат ал-Мафджар [176, р. 253], которые явно восходят к школе А.
[21 В Пенджикенте крылатые верблюды есть в росписях объектов XVII (рис. 3), XXIV и дворца в цитадели. У них, однако, не птичий хвост.
[31 В подписи как место хранения ошибочно указан не Эрмитаж, а Исторический музей.
[41 О последних см. [89].
[51 Оба символа в VII-VIII вв. безусловно согдийские и связанные по преимуществу с разными частями Согда, но они были известны по всей стране. «Знак канского дома» — монетный знак самаркандского владения, но он есть на керамике из других княжеств, а также на некоторых ранних монетах эфталитского круга [173А, Е33, 34, 351. В 1967 и 1969 гг.
Предыдущая << 1 .. 25 26 27 28 29 30 < 31 > 32 33 34 35 36 37 .. 49 >> Следующая
 

Авторские права © 2013 HistoryLibrary. Все права защищены.
 
Книги
Археология Биографии Военная история Всемирная история Древний мир Другое Историческая география История Абхазии История Азии История Англии История Белоруссии История Великобритании История Великой Отечественной История Венгрии История Германии История Голландии История Греции История Грузии История Дании История Египта История Индии История Ирана История Ислама История Испании История Италии История Кавказа История Казахстана История Канады История Киргизии История Китая История Кореи История Малайзии История Монголии История Норвегии История России История США История Северной Америки История Таджикистана История Таиланда История Туркистана История Туркмении История Украины История Франции История Югославии История Японии История кавказа История промышленности Кинематограф Новейшее время Новое время Социальная история Средние века Театр Этнография Этнология